Сербы в Новороссии. Русские на Балканах. История доблестных добровольцев.

Традиция добровольчества сформировалась в России в первой половине XIX века. Главной причиной тому стало быстро развивающееся движение за независимость у целого ряда славянских народов, находившихся под властью Османской империи.

Показати повністю.. Тот факт, что добровольцы были столь востребованы в течение всего столетия, объясняется изменением расклада сил в Европе после окончательного разгрома Наполеона, постепенным формированием антирусских коалиций и, как следствие, невозможностью вмешательства России в некоторые вооруженные конфликты. Боевое волонтёрство быстро вошло моду, и уже очень скоро представителей нашего дворянства можно было увидеть не только в рядах борцов за свободу Греции, но и, например, в красной рубашке под знамёнами Джузеппе Гарибальди. Можно вспомнить и о похождениях купца Федора Коржавина, успевшего повоевать за независимость Соединённых Штатов от Британии.

Но, конечно, главным местом боевой славы русских добровольцев стала Сербия. Восстание 1875 года очень напоминает нынешние события на Украине. Страшные зверства турок по отношению к мирному болгарскому и сербскому населению не попадали в поле зрения англичан и французов. Гораздо больше их возмущала та посильная помощь, которую российское общество оказывало своим славянским братьям. На Балканы отправлялись сотни волонтеров: офицеры, медицинские специалисты и даже гражданские, никогда не державшие в руках оружия. В пользу повстанцев проводились весьма успешные денежные сборы (вспомним Фонд помощи Новороссии и Донбассу). Сербскую армию возглавил известнейший в России офицер – генерал Михаил Григорьевич Черняев, прошедший на тот момент три войны (!!!). Генерал пользовался огромным успехом в обществе, о нем много писали, много говорили в Петербурге, а для сербов он стал настоящей легендой. Война эта велась во многом вопреки воле российского правительства, которое не могла не беспокоить возможная реакция европейских стран в случае открытого введения войск.

А в конце 1992-го уроженцы самых разных российских регионов вновь стали появляться на Балканах. Распад Югославии породил целый ряд военных конфликтов, в каждом из которых русские добровольцы сражались с сербами бок о бок. Существует легенда, что именно в ходе боснийского конфликта Игорь Иванович Стрелков познакомился с Братиславом Живковичем, возглавившим отряд сербских добровольцев-четников на Донбассе. О присутствии в рядах ополчения четников ходило много слухов с самого начала конфликта. Официальный Белград долгое время старался их не замечать. В июне редактор сербского телевидения Боян Бркич в интервью для BBC говорил о «нескольких чудаках», попавших в объективы фотокамер в Крыму и быстро ставших предметом насмешек у себя на родине. «Известности такого рода сейчас хотят избежать в Сербии любой ценой», — заявил он.

Однако численность сербского десанта начала быстро расти, так что не замечать их стало невозможно. Здесь мнения официальных властей и официальных СМИ разошлись. Премьер-министр Александр Вучич сообщил журналистам, что в составе армии Новороссии воюют исключительно боевики-наемники и даже озвучил стоимость их услуг. Другие издания (в том числе и украинские) выдавали информацию, согласно которой добровольцы, отправившиеся на Донбасс, являются членами самых радикальных националистических организаций. Отношение правительства ко всему происходящему объясняется очень просто, нынешние сербские власти давно взяли курс на скорейшее вступление в Евросоюз, а начавшаяся война на Украине может серьёзно помешать этим планам.

В действительности, знаменитый отряд «Йован Шевич» (названный в честь основателя Славяносербии) был создан уже очень давно. Впервые эти бородатые ребята были замечены весной этого года в Крыму, где они обеспечивали безопасность и спокойствие в ходе референдума, решавшего вопрос о будущем полуострова. Тогда подразделение называлось «Князь Лазарь». Уже в июне волонтеры были вновь замечены на фотографиях, но уже непосредственно в местах боевых действий. Тогда отряд насчитывал десять человек. В середине июля группа понесла первые потери. Живкович и его бойцы занимались поставкой боеприпасов и медикаментов для армии ЛНР, когда попали в окружение и в течение двенадцати часов подвергались обстрелам минометных батарей. Трое сербов и один доброволец из России получили ранения. Известия о первой пролитой крови произвели в Сербии неожиданный эффект. Несмотря на все преграды, чинимые правительством, число сербских добровольцев начало расти.

Уже в начале августа стали появляться сведения о двух сотнях солдат. Сегодня большинство источников говорят, что «Йован Шевич» насчитывает двести пятьдесят бойцов. Крупнейшее столкновение, в котором довелось участвовать отряду, состоялось в середине августа. Бойцы Живковича остановили подразделения ВСУ, пытавшиеся осуществить прорыв к трассе Луганск-Краснодон. В ходе боя было уничтожено два танка и одна САУ. Новые потери отряд понёс в ходе боев за аэропорт Луганска.

Сербские добровольцы сражаются не только в рядах отряда «Йован Шевич». Когда число иностранных добровольцев стало расти, командование ополчения приняло решение о создании интернациональных бригад. В одной из таких бригад сражается француз сербского происхождения Никола Перович. Никола прошел Афганистан, а на Донбасс приехал добровольцем. Первое время на правах наиболее опытного бойца вёл инструктаж диверсионного отряда, но после уничтожения артиллерией ВСУ базы диверсантов стал обыкновенным пехотинцем и успел поучаствовать в боях за донецкий аэропорт.

Самым же популярным сербским добровольцем смело можно назвать Деяна Берича. Улыбающийся боец, позирующий со снайперской винтовкой на фоне уничтоженного украинского танка, быстро обрел известность, как на родине, так и в России. Недавно Деян взял небольшой отпуск и отправился в Белград. Изданию «Сеница.ру» удалось найти его и взять небольшое интервью. На вопрос о мотивах Берич отвечает: «Во время натовских бомбардировок я был в Косово. В Косово были и русские солдаты. Тогда я дал себе клятву, что если НАТО или кто-либо еще будет бомбардировать Россию, я поеду ее защищать».

Сложно что-либо добавить к словам сербского брата.

Алексей Золотарёв.