Вaлютныe зaeмщики смoгут прeтeндoвaть нa гoспoддeржку тoлькo в рaмкax oбщeй прoгрaммы гoспoмoщи ипoтeчникaм нa сумму 4,5 млрд руб. Этo былo рeшeнo в чeтвeрг, 19 мaртa, нa сoвeщaнии у глaвы Бaнкa Рoссии Эльвиры Нaбиуллинoй.

Пo дaнным истoчникa РБК в ЦБ, бoльшинствo учaстникoв сoвeщaния пришлo к вывoду, чтo зaкoнoдaтeльнoe рeшeниe вoпрoсa пoмoщи валютным заемщикам «не является оптимальным, так как проблема носит частный характер». Также, продолжает собеседник РБК в ЦБ, необходимо разделить тех, кто действительно нуждается в помощи, от состоятельных заемщиков. В отборе примет участие финансовый омбудсмен. На совещании в ЦБ, как сообщили РБК четыре его участника, кроме главы ЦБ, присутствовали президент Сбербанка Герман Греф, президент ВТБ 24 Михаил Задорнов, председатель правления Росбанка Дмитрий Олюнин, первый зампред ЦБ Алексей Симановский, глава Минстроя Михаил Мень, первый заместитель гендиректора Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) Андрей Семенюк, глава Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков, депутаты Госдумы.

«На совещании банки показали, как устроены ипотечные портфели, — рассказал источник РБК в ЦБ. — Оказалось, что большая часть валютных ипотечных кредитов — очень большие, которые взяли богатые люди». Тех, кому надо помогать, уточнил собеседник в ЦБ, — 1,5-2 тыс. человек. Рабочая группа, в которую войдут Банк России, АИЖК, финансовый омбудсмен и Всероссийское движение валютных заемщиков, банкиры и депутаты, в течение апреля  разработает и утвердит критерии тех, кто может претендовать на государственную помощь. «Возможно, мы предложим и вынесем на обсуждение с органами власти и банковским сообществом перечень вариантов реструктуризации, чтобы понимать, какой способ в какой ситуации применять», — сообщила РБК пресс-секретарь АИЖК Елена Силенко. Например, АИЖК выкупит у банка проблемный кредит и реструктурирует его на своем балансе.

Согласно проекту постановления правительства, 4,5 млрд рублей должны быть направлены на докапитализацию АИЖК. По оценке Михаила Меня, эти средства позволят оказать помощь 35 тыс. семей, попавшим в трудную ситуацию. По данным АИЖК, ипотечных заемщиков сегодня в России больше 3 миллионов человек, 20 тысяч из которых — валютные. Все ипотечные заемщики должны банкам 3,4 триллиона рублей.

Проблема с валютными заемщиками заключается в том, что для включения в программу помощи, согласно ее нынешней редакции, им надо рефинансировать ипотеку в рублевую по текущему курсу. Валютные заемщики в свою очередь настаивают на переводе их кредитов в рублевые по курсу на дату заключения договора. «Если рефинансировать по текущему курсу, платежи для заемщиков будут непосильными», — комментирует член инициативной группы Всероссийского движения валютных заемщиков Максим Греков. Если помощь будет оказана всего 1,5 — 2 тыс. человек, то это не помощь, добавляет он.​

23 января ЦБ опубликовал письмо с предложением банкам перевести кредиты в рубли по курсу ЦБ на 1 октября 2014 года (39,38 руб. за доллар) по ставкам, соизмеримым с теми, по которым выдается ипотека в рублях. Банки не последовали этим рекомендациям, поскольку им никто не обещал компенсировать отрицательную курсовую разницу.

«Мы продолжим рассматривать в Госдуме законопроекты о реструктуризации валютной ипотеки, предложенные нашей фракцией несмотря на итоги совещания в ЦБ»,- заявил РБК депутат-справедливоросс Дмитрий Ушаков. Он считает, что федеральные законы необходимы. «Ко мне обратилось более 1000 валютных заемщиков, и очень немногие из них попадут под жесткие критерии АИЖК», — сказал депутат. Кроме того, по словам Ушакова, до сих пор не решен вопрос о моратории на выплаты пени и штрафов, на погашение которых у многих заемщиков уходит значительная часть дохода. «Получается, что их долг не снижается, а средств на его погашение уже нет»,- пояснил депутат.